Об интерактиве и мультимедиа на уроке

Интерактивная доска

В настоящее время компьютер с подключённым к нему проектором, большим монитором или интерактивной доской становится привычным атрибутом кабинета физики. Такой набор выполняет функцию обычных ТСО на уроке (кинопроектор или видеомагнитофон, проектор для слайдов или  диафильмов, CD-проигрыватель, графопроектор, DVD-проигрыватель и т.д.) и обычных наглядных пособий (печатных таблиц, моделей устройств). Но делает он это во много раз удобнее для учителя и нагляднее для ученика. Во-первых, существует огромная библиотека рисунков, фотографий, таблиц, схем, анимаций, звуковых и видеофрагментов, из которой учитель может легко отобрать нужное для каждого урока и которую легко пополнять (из Интернета, например), хранить (не надо шкафов с коробками фильмов, стопками таблиц, к тому же требующих ухода). Во-вторых, их удобно использовать на уроке: не надо вешать и снимать таблицы, заряжать киноплёнку или слайды в проектор, опускать и поднимать проекционный экран – всё делается легко одним щелчком мыши или пульта - можно легко чередовать разные медиа-ресурсы, делать в нужный момент остановки при просмотре видеофрагментов. Такая совокупность средств представления информации  -  текстовой, графической, аудио, видео – в одном носителе (компьютере) называется мультимедиа.

Иногда говорят о свойстве гипермедиа (аналог нелинейного постороения текста – с гиперссылками). Не всегда линейное изложение текстового материала удовлетворяет автора, возникает необходимость пояснений, ответвлений в основной линии изложения, которые реализуются ссылками. То же и с медиаресурсами. Каталог медиаресурсов допускает перекрёстные ссылки, отсылки к другим документам. Нужная картинка может находиться одновременно в нескольких папках, относиться к нескольким темам, использоваться в разных классах, чего не сделаешь с реальной бумажной таблицей, рисунком или фотографией, и один прибор не поставишь одновременно на две разные полки.

Полезность использования мультимедиа на уроке обусловлена тем же, чем и использование обычных средств наглядности, включая ТСО - больший объём усваиваемой учеником информации за единицу времени (лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать).

Но главное достоинство электронных информационных образовательных технологий – их интерактивность, чего не могут дать обычные ТСО.

Интерактивность – взаимодействие: ученика и учителя (ученик реагирует на действия учителя, а учитель – на действия ученика), ученика и компьютера (компьютерные программы могут выполнять часть функций учителя: объяснять, давать задания, проверять, исправлять, оценивать, реагируя на действия ученика). Современные интерактивные средства , например, доски, позволяют подавать материал более динамично, увлекательно, повышается темп урока и его эффективность. На бумажной таблице невозможно выделить отдельные элементы другим цветом или подчёркиванием, невозможно переместить одни элементы относительно других, надписать, дорисовать или стереть часть информации. На интерактивной доске это возможно – интерактивность позволяет легче устанавливать и иллюстрировать связи между элементами, понятиями.

Но существует опасность чрезмерного увлечения мультимедиа на уроке. 1) Потеря первоначального интереса. Сами по себе эти средства только вначале могут привлечь внимание учеников, заинтересовать их, что увеличит их активность и отдачу на уроке, но потом они привыкают, и эффект пропадает. 2) Предпочтительность традиционных средств наглядности в ряде случаев. Может оказаться необходимым, например, повесить бумажную таблицу, чтобы она была перед глазами учеников весь урок. Многие схематичные рисунки полезнее рисовать учителю на доске - последовательно, с объяснением, копированием действий учениками. 3) Необоснованное увлечение богатыми возможностями средств презентаций. При самостоятельном их изготовлении необходимо осторожно пользоваться цветом, шрифтами, анимацией – разные мигания, выезжания и выстреливания букв и надписей и другие “красивости” только отвлекают внимание учеников и являются лишними и вредными. Шрифт не должен быть вычурным, а – понятным и простым, хорошо разбираемым. Многие готовые презентации надо оценивать критично и при обнаружении подобных недочётов исправлять их. 4) Забывание о том, что устное и печатное слово было и остаётся главным средством передачи знаний. Многие картинки, схемы, анимации можно и нужно заменить обычным устным описанием, рассказом учителя, чтением книги, т.к. необходимо развивать способность детей к восприятию слова, текста, умению представлять в уме даже сложные процессы и логические связи без мультиков, наглядных схем и «весёлых картинок». Есть опасность формирования у учащихся комикс-мышления, комплекса визуальной зависимости.  По моему мнению, многие существующие флэш-анимации по физике не несут в себе особой необходимости – достаточно рисунка в учебнике и слов учителя.

Другое важное свойство современных электронных информационных технологий в образовании – моделинг. Это не просто моделирование реальных объектов и процессов с целью их наблюдения и исследования. Это понятие более широкое - отражение фрагмента материального мира в «виртуальной реальности». Пример – виртуальный музей »Третьяковская галерея», авто- и авиа-тренажёры, модели физических процессов, в которые можно вмешиваться, как в реальные процессы. Моделинг сочетает в себе моделирование и интерактивность – не просто «посмотреть»картинку или фильм, но «вмешаться», что создаёт представление о реальности происходщего (когда забываешь, что имеешь дело с моделью).

Простейший пример моделинга – флэш-анимации физических явлений с возможностью изменять физические параметры.

Движение тела брошенного под углом к горизонту.

Движение тела под действием силы тяжести

Здесь можно менять угол броска, начальную скорость, высоту над поверхностью земли и наблюдать результат:  траекторию, изменение скорости и её проекций, изменение координат тела -  реально «ощущая» все зависимости. Полезно решать задачи с разными численными данными и потом проверять результат на этой модели. Необходимо взять и граничные значения: ?=0? – тело брошено горизонтально, ?=90? – тело брошено вертикально вверх, ?=0 м/с – свободное падение. К сожалению, в данной анимации есть одна ошибка: при нулевой начальной скорости проекции скорости на координатные оси не равны нулю, и  свободного падения мы не увидим. Может, кто-то сможет исправить?

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Оставьте комментарий