«Непонятки» в учебниках

Силы притяжения, действующие на молекулу в объёме жидкости (А) и вблизи её поверхности (В)

В «идеальном» учебнике не должно содержаться недоговорённостей, двусмысленностей, ненужных упрощений и приблизительностей, могущих родить у ученика неточное, неправильное, ошибочное представление о предмете изучения. К сожалению, такие «непонятки» встречаются иногда в учебниках,  и задача учителя раскрыть их, не дать им спровоцировать ученика на неправильные суждения.

Одна из таких «непоняток» - описание поведения молекулы на поверхности и внутри жидкости. Если подпись под вышеприведённым рисунком гласит: «Силы, действующие на молекулу жидкости в объёме жидкости (А) и вблизи её поверхности (В)», – то это является прямой ошибкой. Как легко видеть, сумма сил, действующих на молекулу у поверхности жидкости, не равна нулю, и по 2-му закону Ньютона молекула должна двигаться с ускорением вниз. На самом деле этого не происходит, потому что кроме сил притяжения, изображённых на рисунке, на молекулу действуют силы отталкивания со стороны самых ближайших молекул-соседок, находящихся на расстоянии равном или меньшем определённой величины, принимаемой за размеры молекул. А притяжение есть только со стороны молекул, удалённых на расстояние большее этой величины. (Самые ближайшие – отталкивают, дальние – притягивают.) Если вставить всего одно слово в подпись к рисунку, то она станет корректной: «Силы притяжения, действующие на молекулу жидкости в объёме жидкости (А) и вблизи её поверхности (В)». Чтобы не возникло недоразумение, необходимо акцентировать внимание учеников на этом и при объяснении дорисовать «стрелочки» сил отталкивания: 

Силы, действующие на молекулу жидкости вблизи поверхности жидкости.

 

 

 

 

Теперь видно, что силы уравновешивают друг друга.

 

Отметим, что сказанное справедливо не только для жидкого состояния вещества, но и для твёрдого. Силы молекулярного притяжения и отталкивания на поверхности и внутри твёрдого тела имеют тот же характер. Т. е. в общем можно говорить о силах молекулярного взаимодействия на поверхности конденсированного тела (твёрдые и жидкие тела).  Благодаря этому мы имеем возможность любоваться картинами, написанными много лет назад – молекулы красочного слоя никуда не «убегают», а находятся там же, где были в момент написания картины художником.

Питер Брейгель “Крестьянская свадьба” 1568 г., Музей истории искусств, Вена

 

 

 Питер Брейгель «Крестьянская свадьба» 1568 г., Музей истории искусств, Вена

 

 

 

 

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

2 ответов to “«Непонятки» в учебниках”

  1. хорошо изложен материал.

  2. Музей истории искусств, Вена, март 2011

Оставьте комментарий