Интегрированный урок Астрономия + Литература. 11 класс

Интегрированный урок Астрономия-литература в 11 классе

«Мне звезда упала на ладошку»

Цели: 1) Гуманитаризация физического образования.
2) Раскрыть перед учащимися красоту Природы, её законов. Показать, что деление творческих людей на «физиков» и «лириков» не является абсолютным. Научить видеть родство поэзии и науки – разных сторон познания единого мира.

Оформление: Фотоиллюстрации на космические темы (или компьютерная презентация).

На доске написана тема урока: «Мне звезда упала на ладошку»,  и прикреплены «звёзды» с вопросами на обратной стороне.

Эпиграфы: «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.»
К. Паустовский

«…поэзия в пустой войне с наукой;
по сути же у них – единый корень;
Познанье же, друзья, вмещает всё в себе:
Материю и дух – в единстве и борьбе.»
А. Л. Чижевский

Учитель физики. Сегодняшний урок не совсем обычный, его можно назвать «физико-поэтическим» и тему его сформулировать поэтической строкой: «Мне звезда упала на ладошку…» Эпиграфами к сегодняшнему уроку мы выбрали такие слова… (читает с доски, или первый слайд презентации).

слайд 1

Первые строчки написаны писателем, произведения которого о родной природе наполнены поэтическими образами – человеком, казалось бы, далёким от науки – Константином Георгиевичем Паустовским. А вторые – принадлежат Александру Леонидовичу Чижевскому – учёному, который открыл, пользуясь языком цифр и формул, взаимосвязи между активностью Солнца и жизнью на Земле, исследовавшим влияние положительных и отрицательных ионов атмосферы на человека. Говоря языком 60-х годов 20-го века, первого можно было бы назвать «лириком», а второго – «физиком». Но как зыбка эта граница, как трудно отделить порой друг от друга поэзию и науку! Часто для учёного математическая формула обладает не меньшей красотой, чем для поэта выразительное художественное описание раннего утра или бурь человеческих страстей.
Смысл слов, вынесенных в качестве эпиграфа, мы вместе попытаемся раскрыть на этом уроке.

Учитель литературы. (Можно включить тихую, спокойную музыку, слайды 2-5)

слайд 2

Быстро пролетел короткий зимний день. Стемнело. Одевшись потеплее и выйдя на свежий воздух, можно любоваться зимним небом. Какая завораживающая красота! Всё небо усыпано звёздами. Они горят и искрятся, как самоцветные камни.

слайд 3

Взгляните на юг: перед вами
«…Сириус, дерзкий сапфир, синим горящий огнем,
Альдебарана рубин, алмазная цепь Ориона
И уходящий в моря призрак сребристый – Арго».
Это были строчки Ивана Андреевича Бунина.

слайд 4

Картина звёздного неба неизменно поражает нас своим величием и красотой. Один из древних мудрецов ( Сенека, 1 век н. э.) сказал: «Если бы на Земле было только одно место, откуда видно звёздное небо, то к нему со всех концов стекались бы толпы людей, жаждущих увидеть это чудо.»

слайд 5

Звёзды, Солнце, Луна – вечный источник вдохновения для поэтов.

слайд 6

“Звездочки ясные, звезды высокие,
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?”
С. Есенин

слайд 7

«Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины -
И мы летим, пылающею бездной
со всех сторон окружены».
Ф. Тютчев

слайд 8

Учитель физики. Давайте откроем первую звезду и ответим на вопрос, который она скрывает.

star_sm.GIFПочему Бунин сравнивает Сириус с сапфиром, а Альдебаран – с рубином? (Звёзды имеют разный цвет, зависящий от температуры их поверхности. Самые горячие звёзды – голубоватые, самые холодные – красные. Сириус – голубоватая звезда, потому Бунин сравнивает его с голубым или синим камнем сапфиром. Альдебаран – красно-оранжевая звезда, потому сравнивается с огненным рубином).

(star_sm.GIFМожно задать вопрос ученикам: – На фотографии, сделанной в 2000г. (слайд номер 8), попытайтесь найти «Сириус дерзкий сапфир», «Альдебарана рубин», «алмазную цепь Ориона». Т.е. показать созвездия: Большой Пёс, Орион (пояс Ориона), Телец и главные их звёзды. Сириус – самая яркая звезда неба – у левого края фотографии. Справа – комета Хейла-Боппа. Для подсказки – слайд номер 9. )

слайд 9

Наверное, нет такого поэта, который не посвятил звёздному небу хотя бы несколько строчек.

слайд 10

Ученик. (Николай Гумилёв. » В небесах»)

Ярче золота вспыхнули дни,
И бежала Медведица-ночь.
Догони её, князь, догони,
Зааркань и к седлу приторочь!

Зааркань и к седлу приторочь,
А потом в голубом терему
Укажи на Медведицу-ночь
Богатырскому Псу своему.

Мёртвой хваткой вцепляется Пёс,
Он отважен, силён и хитёр,
Он звериную злобу донёс
К медведям с незапамятных пор.

Никуда ей тогда не спастись,
И издохнет она наконец,
Чтобы в небе спокойно паслись
Козерог, и Овен, и Телец.
(1910)

Учитель физики. Что за Овен, Козерог, Пёс увидел Н. Гумилёв на небе? Конечно же, это созвездия. Человеческая фантазия поселила на небе зверей и птиц, людей и неодушевлённые предметы. С каждым из них связана какая-то история. Вспомним хотя бы миф о прекрасной Андромеде и Персее…

Откроем следующую звезду и ответим на вопрос.
star_sm.GIFСколько всего на небе созвездий? (88)
star_sm.GIFКакие созвездия называются зодиакальными? Перечислите их. (Созвездия, по которым движется Солнце в течение года: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей. Созвездие Змееносец к зодиакальным по традиции не относят.)

слайд 11

Учитель литературы (или ученик) рассказывает о Гумилёве. Например:
Имя Николая Степановича Гумилёва – символ мужества в русской поэзии начала 20 века. Поэт-воин (два солдатских георгиевских креста за первую мировую войну), мореплаватель, путешественник, событиями личной жизни утвердил своё право на мужественные, романтические, а порой и экзотические стихи, составляющие его сборники. Ему было не так уж трудно предсказать и конец своей жизни -

…И умру я не на постели,
При нотариусе и враче…

В августе 1921 г. Гумилёв – первым из российских поэтов – принял расстрельную пулю от Советской власти. Он был обвинён в контрреволюционном заговоре. Говорят, что перед расстрелом он запел «Боже, царя храни», хотя никогда не был монархистом. Гумилев вел себя со своими палачами как истинный заговорщик,- гордо, презрительно. Впоследствии оказалось, что ни в каком заговоре он на самом деле не участвовал. Лишь при Горбачеве состоялся пересмотр «дела Гумилева» и с него было полностью снято обвинение в контрреволюционном заговоре, что воскресило его поэзию теперь уже для широкого читателя, но не могло воскресить автора.
Космические стихи Гумилёва – прямое продолжение его земных поэтических дорог. высокое и суровое, жестокое и прекрасное небо моряка и землепроходца, тоска о ярких, нездешних мирах открывается нам в напряжённых стихотворных строках.

Ученик. (Н. Гумилев. «На далёкой звезде Венере…»)

На далекой звезде Венере
Солнце пламенней и золотистей,
На Венере, ах, на Венере
У деревьев синие листья.

Всюду вольные звонкие воды,
Реки гейзеры, водопады
Распевают в полдень песнь свободы,
Ночью пламенеют, как лампады.

На Венере, ах, на Венере
Нету слов обидных иль властных,
Говорят ангелы на Венере
Языком из одних только гласных.

Если скажут еа иль аи,
Это радостное обещанье,
Уо, ао – о древнем рае
Золотое воспоминанье.

На Венере, ах, на Венере
Нету смерти терпкой и душной,
Если умирают на Венере,
Превращаются в пар воздушный.

И блуждают золотые дымы
В синих-синих вечерних кущах
Иль, как радостные пилигримы,
Навещают еще живущих.
(1921)

Учитель физики. Какие прекрасные слова! Сколько в них чувства и надежды – несбыточной, фантастической – на то, что, может быть, там, «на далёкой звезде Венере» жизнь идёт без войн, ненужных потрясений и конфликтов!
И действительно, возможность обитаемости Венеры долгое время разделялась почти всеми учёными: на Венере есть атмосфера, по массе и размерам она близка к Земле, лишь чуть ближе находится к Солнцу. Не случайно Венеру называли «сестрой Земли».

слайд 12

И вот в 1967 г. на эту загадочную планету опустился космический аппарат «Венера-4″.

слайд 13

Первые результаты потрясли учёных.

Научным приборам открылся враждебный, негостеприимный мир: атмосфера в основном состоит из углекислого газа, давление атмосферы в 90 раз больше земного, температура 475 градусов по Цельсию.

слайд 14

На Венере есть облака, но состоят они из капелек концентрированной серной кислоты. Приборы, установленные на космическом аппарате, не выдержали таких условий и через несколько минут вышли из строя.

слайд 15

Надежды и мифы встретить жизнь рухнули. (Венера – загадки поверхности или есть жизнь на Венере)
По современным данным в Солнечной системе, кроме Земли, нигде жизни нет. Но мы обращаем свои взоры к далёким звёздам и продолжаем надеяться.

star_sm.GIFКем была открыта атмосфера Венеры? (М. В. Ломоносовым)

star_sm.GIFКогда можно видеть на небе Венеру?  (Утром перед восходом Солнца или вечером после захода.)

слайд16

Учитель литературы. Много строк о звёздах, планетах, Солнце, Луне мы найдём у другого поэта – Валерия Брюсова. В своих послереволюционных поэтических сборниках много образцов его научной поэзии. Любому учёному-физику, например, известно стихотворение «Мир электрона», в котором поэт сравнивает атом с планетной системой.

слайд 17

Ученик. (В. Брюсов. «Месяца свет электрический»)

Месяца свет электрический
В море дрожит, извивается;
Силе подвластно магической,
Море кипит и вздымается.

Волны взбегают упорные,
Мечутся, дикие, пленные,
Гибнут в борьбе, непокорные,
Гаснут разбитые, пенные…

Месяца свет электрический
В море дрожит, извивается;
Силе подвластно магической,
Море кипит и вздымается.

star_sm.GIFО каком явлении говорится в этом стихотворении? (О приливах)
star_sm.GIFКакая сила заставляет вздыматься воды океанов и морей? (Сила гравитационного притяжения к Луне)

слайд 18

Учитель литературы. Обратимся теперь к творчеству Марины Цветаевой. Она не принадлежит к числу поэтов, астрономическая эрудиция которых явно выражается в их произведениях. Из поэтических строк
«Август! – Месяц
Ливней звёздных!»
ещё не следует, что она знала о метеорном потоке Персеид, а частое употребление слова «созвездья» вовсе не говорит о знакомстве со звёздной картой. Но основная тема Цветаевой – устремлённость души ввысь, находящая своё выражение в поэтическом слове. Поэт – и Небо. Небо поэта. Возносить взор к небу – одно из состояний сущности поэта. На небе же находится и образ не вписанного в рамки повседневности пути поэта:
…Ибо путь комет -
поэтов путь…  – говорится в поэтических строчках Цветаевой.

Ученик. (М. Цветаева. «Август – астры»)

Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август!- Месяц
Ливней звездных!

Учитель физики. В августе, как никогда, много «падающих звёзд». С «падением звёзд» связано много легенд. И, конечно, такое удивительное и прекрасное зрелище приковывает сердца поэтов.

слайд 19

(Можно оформить песней И. Николаева «Две звезды»: 1-й куплет с припевом)

слайд 20

star_sm.GIFЧто представляет собой «падающая звезда»? (Правильное название этого явления – метеор. Из космического пространства в атмосферу Земли влетают твёрдые частицы – остатки распавшихся комет. Влетая в земную атмосферу с огромной скоростью, они встречают очень сильное сопротивление воздуха. Частички мгновенно нагреваются до такой высокой температуры, что начинают дробиться и испаряться — сгорать, вызывая эффектное явление стремительно падающей звезды. Учёные определили, что в основном метеоры пролетают в слое атмосферы на высоте от 55 до 120 км над поверхностью Земли и, как правило, не достигают её поверхности, испаряясь в воздухе.)

star_sm.GIFКак называется твёрдоё космическое тело, не сгоревшее полностью в атмосфере Земли, и упавшее на её поверхность? (Мереорит.)

star_sm.GIFКакие бывают мереориты? (Железные, каменные, железо-каменные. Эти группы в свою очередь делятся ещё на группы, например, каменные – на хондриты и ахондриты.)

star_sm.GIFКакова гипотеза их происхождения? (образуются как обломки при столкновении мелких малых планет, которые при соударениях всё более и более дробятся, пополняя количество метеоритных тел в межпланетном пространстве)

star_sm.GIFПочему в музеи и научные центры поступает на Земле только 12-15 метеоритов в год? (Большая часть поверхностьи Земли не обитаема: океаны, леса, пустыни – потому не все падения фиксируются людьми. Кроме того, не всякий человек может отличить обычный земной камень от космического гостя.)

star_sm.GIFПочему удобно искать мереориты в Антарктиде? (Глубокий слой снега и льда, покрывающий этот материк, образовывался многие тысячи лет. Поэтому логично предположить, что найденный на поверхности или в толще снега одиночный камень в Антарктиде имеет внеземное происхождение, т. е. упал с неба.)

Затронула Марина Цветаевва и такое зрелищное явление, как комета.

слайд 21

Ученик. (М. Цветаева. «Комета»)

Косматая звезда,
Спешащая в никуда
Из страшного ниоткуда.
Между прочих овец приблуда,
В златорунные те стада
Налетающая, как Ревность -
Волосатая звезда древних!

(1921)

star_sm.GIFЧто в переводе на русский язык означает слово «комета»? (»косматая звезда», что верно подметила М. Цветаева)
star_sm.GIFУ Вильяма Шекспира в пьесе “Юлий Цезарь” можно прочитать:
“В день смерти нищих не горят кометы,
Лишь смерть царей огнем вещает небо”.
Как вы понимаете эти строки? (Яркая комета, видимая невооружённым глазом – редкое явление. Поэтому в древние времена появление кометы вызывало у необразованных людей суеверное представление о некоем знаке с неба, предвещающем страшное событие. Смерти нищих, простых людей происходят каждый день сотнями, потому комета не предсказывает их, а только лишь – смерть великих людей, например, царей, правителей или другие великие потрясения. Так считалось раньше.)
star_sm.GIFПо какой траектории летит комета? (По вытянутому эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.)
star_sm.GIFНазовите самую известную комету. (Комета Галлея. Прилетает каждые 76 лет – …, 1910, 1986, 2061 гг.)

Прошедшие несколько лет были богаты на кометы: Шумейкеров-Леви, обломки её упали на Юпитер (а значит, существует вероятность столкновения кометы и с другими планетами, например, Землёй); очень яркие, редкие по зрелищности кометы Хиякутаке и Хейла-Боппа и самая яркая за последние 30 лет комета – Макнота.

слайд 22

слайд 23

Учитель физики. В прочитанных сегодня стихотворениях посвящённый в мир физики и астрономии человек может многое увидеть, что закрыто для понимания человеку далёкому от науки. Послушайте стихотворение Константина Бальмонта

Ученик.
По яйцевидному пути
Летит могучая комета.
О чем хлопочет пляской света?
Что нужно в мире ей найти?

Она встает уж много лет,
Свой путь уклончивый проводит,
Из неизвестного приходит,
И вновь ее надолго нет.

Как слабый лик туманных звезд,
Она вначале появленья —
Всего лишь дымное виденье,
В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.

Но ближе к Солнцу — и не та.
Уж лик горит, уж свет не дробен,
И миллионы верст способен
Тянуться грозный след хвоста.

Густеет яркое ядро,
И уменьшается орбита.
Комета светится сердито.
Сплошной пожар — ее нутро.

(1908 год)

Учитель физики. Да ведь это целое научное описание кометы! Строение, размеры, траектория, все стадии превращенияв хвостатую звезду описаны Бальмонтом.
Непосвящённому в секреты физики, астрономии человеку даже трудно представить, какое неистощимое творчество Природы скрыто за замысловатыми узорами из звёзд. Знание законов физики многократно усиливает восхищение картиной мироздания и рождает в душе учёного стремление раскрыть тайны космоса. И пусть видимым результатом творчества учёного являются формулы и законы, а творчества поэта – стихи, – корни поэзии и науки одни – Природа, окружающий мир, мир человека; и деление на «физиков» и «лириков» не такое уж и строгое.
А. Л. Чижевский писал:

«В науке я прослыл поэтом,
Среди поэтов – я учёный,
Увы, не верю я при этом
Моей фортуне золочёной».

Учитель физики. (Выводы по уроку, выставление оценок)

Использованная литература, ссылки Интернета и дополнительный материал:

Асташина Т.Н. “Мне звезда упала на ладошку” – “Физика в школе”, № 3, 1997
В.М. Позднякова «О связи астрономии и искусства» – «Физика в школе», № 3, 1994, с. 63-65
В. И. Цветков «Марина Цветаева» (Космическая поэзия) – «Земля и Вселенная», № 4, 1991, с. 110-111
В. И. Цветков «Николай Гумилев» (Космическая поэзия) – «Земля и Вселенная», № 6, 1993, с. 102-103
http://www.litera.ru/stixiya/articles/36.html (О Н. Гумилёве)

http://www.zaycev.net/pages/820/82021.shtml (Скачать песню «Мне звезда упала на ладошку»)
http://www.astrogalaxy.ru/412.html (Звёздное небо в поэзии Бунина)

http://astronet.ru:8101/db/apod.html (Замечательные картинки по астрономии!)

***************************** Замечание ****************************

Работая над презентацией, я боялся сделать её излишне насыщенной картинками. Ненужный визуальный ряд отвлекает ученика, не даёт сосредоточиться на сути. Считаю, что в большинстве случаев привычные доска и мел предпочтительнее компьютерных презентаций. Например, я долго думал, помещать ли на заглавный слайд портреты Паустовского и Чижевского. Но потом, понял, что на таком «физико-астрономическо-поэтическом уроке» это не будет лишним. Хотя в презентациях к обычным урокам всякие излишества категорически не должны присутствовать – лучше поработать с «воображением»ученика, с устным словом, с рисунком, с текстом или таблицей учебника. Пусть лучше ученики самостоятельно зарисовывают вслед за учителем схемы, делают нужные записи в тетради – это даст больше пользы. Клиповое мышление, формируемое последнее время, отучает детей думать самостоятельно.

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

6 ответов to “Интегрированный урок Астрономия + Литература. 11 класс”

  1. По мне, вы очень неплохо пишете. Действительно интересно!

  2. Всегда читаю ваши посты. Интересно, что напишите в следующий раз

  3. спасибо что всё описали подрорбно.

  4. Здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей работой.
    Очень интересная интеграция литературы, физики и астрономии. Впечатляюще!
    Думаю, что старшеклассникам на таком уроке было интересно. Но позвольте задать несколько вопросов по оформлению ресурса и некоторым некорректным формулировкам.
    Мы, учителя, на уроке создаём условия для изучения, развития, формирования, повторения, поскольку развить и сформировать в течение одного урока невозможно!
    Формулировка задач – это все те методические действия и приёмы, которые способствуют достижению поставленных целей: вести работу по…., способствовать… и т.п.
    В начале урока, на этапе актуализации знаний, Вы внесли интригу, сообщив ученикам тему урока и, о чём пойдёт речь, а вот целеполагание проводите сами. Это же взрослые люди, 11 класс, можно было подвести учащихся к формулировке целей урока, предложив им наводящие вопросы. В конце такого интересного и насыщенного занятия напрашивается рефлексия, пусть дети сами формулирую выводы, отмечают информацию и моменты урока, которые их удивили, вызвали восхищение и т.д.

    С уважением, Хусаинова Р.З.

  5. Спасибо, Рамиса!
    Согласен с тем, что цели урока сформулированы некорректно, не очень грамотно. Позже подредактирую.

    Что касается привлечения детей к формулировке целей урока, то в этом Вы тоже правы. В моём случае это было затруднительно сделать, т.к. школа сельская, в 11 классе 5 человек – и не самые сильные.
    Но всё это (и другое) можно поправить, отредактировать, переработать под себя.
    Спасибо Вам за комментарий.

    В данной заметке собираюсь картинки вставить непосредственно в нужных местах.
    Ещё раз спасибо!

    Тарасов А.Г.

  6. Очень интересная статья, спасибо!

Оставьте комментарий