Бумажная хроматография

 

Хроматограмма В теме «Взаимодействие молекул» в 7 классе полезно и занимательно провести следующий фронтальный эксперимент. Оборудование: стаканчик с водой, полоска фильтровальной бумаги (10 см х 2 см), зелёный фломастер. На расстоянии 2 см от конца полоски проводится фломастером горизонтальная линия (параллельно меньшей стороне). Предлагаем ученикам опустить этот конец в воду, чтобы нарисованная линия была над поверхностью воды. Наблюдаем, как намокает бумажная полоска, вода поднимается по ней вверх, доходит до нарисованной линии и увлекает краску с собой.

А далее мы увидим, как зелёная линия расплывается и оказывается двухцветной: внизу – синий цвет, выше – жёлтый. Данный опыт позволил определить, что зелёная краска фломастера на самом деле состоит из двух красок: синей и жёлтой.

Потом предлагаем ученикам объяснить это явление на основе их знаний о том, что все вещества состоят из молекул, и молекулы взаимодействуют между собой. «Представим, как молекулы воды бегут вверх по бумаге, добегают до краски, и дальше движутся вместе с молекулами краски синего цвета и жёлтого цвета. Назовём их «синими» молекулами и «жёлтыми» молекулами. «Синие» молекулы крепче связаны силами притяжения с молекулами бумаги, им трудно преодолеть эти силы и двигаться вверх. Они сильнее притягиваются к молекулам бумаги, чем к молекулам воды, поэтому остаются внизу. А «жёлтые» молекулы сильнее притягиваются к молекулам воды, чем к молекулам бумаги, поэтому легко бегут вместе с молекулами воды вверх».
Можно дать задание ученикам на дом: провести этот опыт с фломастером другого цвета, высушить полоску и аккуратно вклеить в рабочую тетрадь. На этой же полоске нарисовать ещё одну линию тем же фломастером для сравнения. Записать отчёт об опыте: сколько компонентов в краске (1, 2 или 3…) и какого цвета, молекулы какой краски из этих компонентов сильнее взаимодействуют с молекулами бумаги, какие – с водой. Повторить с фломастером другого цвета.

Замечание: использовать фломастеры с чернилами на водорастворимой основе (не маркеры для подписи дисков), не использовать туалетную бумагу – поднятие воды происходит слишком быстро, и картина получается размытая. Можно попробовать бумажное полотенце. Если нет фильтровальной бумаги, можно отрезать поля у газеты (только время затрачивается на наблюдение больше). В 10 классе также можно провести этот опыт в соответствующей теме. Там можно подробнее сказать о хроматографии, как методе разделения сложных веществ, обратить внимание на микроскопические количества анализируемого вещества. Можно дать заранее учащимся подготовить доклад на тему хроматографии, о М.С.Цвете, открывшем этот метод.

Другой вариант опыта:

 

Хороший материал о хроматографии : Хроматография – простой способ анализа сложных веществ (Наука и жизнь. № 2, 1998 г.)

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

2 ответов to “Бумажная хроматография”

  1. надо бы себе попрорбовать!

  2. Спасибо за замечательную информацию!

Оставьте комментарий